АССОЦИАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Использование ассоциаций в процессе обучения является одним из эффективных методов формирования рефлексии. Цели ассоциативного мышления – создание новых идей, смыслов и смысловых связей. Ассоциативный смысл закрепляется в сознании и формирует связанные информационно-смысловые структуры. (А.П.Загорский). Путем расширения аналогий, образов, идей ассоциативное мышление способствует развитию мышления, увеличивает вероятность рождения догадки. Процесс обучения становится естественным, без психологического напряжения, формируется устойчивая положительная мотивация.

В традиционной методике обучение основано на заучивании информации, когда учитель, являясь рассказчиком у доски, «передает» информацию, т.е. свои знания, учащимся. Известный британский преподаватель и методист Джим Скривнер называет такой метод преподавания «кувшин и кружка». В соответствии с этим методом обучения, учитель – кувшин, при объяснении нового материала переливает свои готовые знания в пустую кружку – ученика. А если «переливание» не очень успешно, то либо учитель некачественно переливал (плохо подготовился к уроку, непонятно объяснял), либо кружка была бракованная (ученик – ленивый, невнимательный и т.д.)

Все виды ассоциаций можно применять как на уроке, так и вне его; на любом уровне владения языком и этапе обучения, будь то грамматика, лексика или другие виды речемыслительной деятельности:

— по сходству / контрасту :используются синонимы-антонимы,

— по подобию / отличию:  палочки Cuisenaire Rods и значение Adverbs of Frequency;

— по смежности во времени и пространстве: Brain Storm;

— причинно-следственные ассоциации: составление логических цепочек предложений с союзом «если» при изучении Conditionals.

Рассмотрю несколько примеров работы с методом «озарения» из моей практики, где используются задания на контролируемые ассоциации:

  1. Привести синонимы/ антонимы.
  1. Назвать / описать части целого и наоборот, по отдельной части догадаться о целом.
  1. Описать предмет при помощи известных слов, например, «Это шкаф, там холодно, в нем есть еда», для нового лексического понятия «холодильник». Так можно вводить лексику по различным темам.
  1. Ответить на направляющие вопросы, например, «Какой вкус у лимона?» при введении лексики – прилагательные. Используя слово, формируем в сознании учеников цепочку: слово (лимон) – образ (можно использовать картинку)  – концепт (то есть понимание, что лимон кислый) – новое слово (кислый) . Если подкрепить образ мимикой, то перевод не нужен. Но чтобы проверить 100% понимание, используем проверочные вопросы, например, «Сахар кислый?», «Что еще кислое?». На основе подобных вкусовых ассоциаций вводим лексику, например, сладкий (сахар), горький (кофе), острый (перец) и т.п.
  1. Ассоциативный ряд, связанный со знакомым понятием, например, «море». Вызываемые ассоциации формируем на основе сенсорно-наглядного мышления при помощи вербальных стимулов – глаголов чувственного восприятия – видеть, слышать, обонять, осязать, чувствовать. Вводимые лексические единицы могут быть и существительными, и прилагательными, и глаголами.
  1. Техника анекдотов (anecdote technique) по Д.Скривнеру используется при объяснении новой лексики (одного-двух понятий), связанной одной темой. Такой короткий юмористический рассказ учителя должен быть эмоциональным, интересным, вызывающим яркие образы. Эффективность повышается при невербальном сопровождении рассказа: демонстрация, жесты, мимика, картинки, реалии и т.п.
  1. Использование стимулов – цвета (например, хорошо — белый, значит, плохо – черный; цвета светофора при изучении модальных глаголов: зеленый – можно, красный – нельзя, желтый – разрешено и т.п.), формы (на каждое слово рисуется схематическая форма – контур Word Shape), оборудования (пластиковые палочки, отличающиеся по цвету и длине Cuisenaire Rods).
  1. Звуки также являются стимулами формирования образов при изучении тем: различные сигналы — транспорт, помещения, возгласы – эмоции, звуки – животные.
  1. Запахи трудно использовать в искусственной среде языкового погружения, но можно пробовать работать со словами-стимулами или выполнять задания на основе направляющих вопросов, например, «Чем пахнет Новый год?» и т.п.

Как видно, ассоциации эффективны именно потому, что могут рождаться на основе любых средств – стимулов и формировать яркие, запоминающиеся образы. Каждый человек лучше воспринимает те факты, которые связаны между собой и с уже имеющимся у него опытом познания действительности. И чтобы понять и усвоить новое, ему достаточно связать разные факты в единое целое. Таким образом, ассоциативный метод развивает образное мышление, делает уроки яркими, разнообразными, мотивируя учащихся к получению рефлексивных знаний.